Автор Тема: АП и шансон. Сходство и различия  (Прочитано 693 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Алла Подшивалина

  • Moderator
  • 1500
  • **
  • Сообщений: 1818
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • http://alla-alhimic.livejournal.com
АП и шансон. Сходство и различия
« : 05 Октябрь 2017, 18:03:45 »
Попалась на просторах фейсбука любопытная статья...
Очень интересно, как материал для подумать...


Никогда не писал об авторской песне ничего аналитического, разве что во вступительных статьях к книгам, да и в далёком прошлом в ЖЖ делился впечатлениями о фестивалях, ну, мог там загнуть чего-нибудь. Тем не менее с 1990 года в этом движении, а это десятки фестивалей, сотни концертов, аранжировки бардам, организация фестивалей и концертов, аккомпаниаторский опыт, жюри, мастерские... В общем, во всех качествах, а каких можно было в АП побывать, я побывал. Сейчас же, окунувшись в мир шансона, и даже правильнее сказать, в мир русского шансона, мне крайне интересно провести параллели и находить многочисленные сходства между этими двумя жанрами. При этом представители одного из них крайне пренебрежительно относятся к другому, а тому другому, похоже, пофиг на первый. Так что сравнительный анализ очень напрашивается. Так, хотя бы для того, чтоб самому для себя всё разложить по полочкам. И потому сперва о сходствах.
Отличительными особенностями обоих жанров в сравнении с, например, эстрадой, являются одни и те же вещи — душевность, доверительность, искренность. И побывав на фестивалях шансона это трудно не заметить. То, как автор (или исполнитель) доносит свою песню, то, насколько он искренен и честен, является одним из важнейших критериев оценки для жюри. По большому счёту, это должно быть основным критерием в любых других жанрах, но в АП и в РШ техническая сторона (голос, аранжировка, артистизм, образ) уходят на второй план и являются чаще всего косвенными, дополняющими. Т.е. Первое может быть и без второго, а наоборот — никак.
Самое моё любимое сходство — это конечно же стереотипы. Они вообще роднят АП и РШ, ибо у тех людей, которые не находятся внутри жанра или не являются его горячими поклонниками, а стало быть, у подавляющего большинства, у народа, то бишь, мнение об обоих жанрах строится в большинстве своём на самой удобной видимой, и чаще всего не самой привлекательной стороне жанра. Вот смотрите. Если спросить у обывателя, кто такой бард, то все определения в разном порядке и в разном количестве будут браться из следующей палитры образов: бородатые, чаще нетрезвые мужики в штормовках и свитерах на расстроенных дешевых гитарах под дождём в палатке или у костра отсутствующим голосом, примитивно себе аккомпанируя на трёх-пяти аккордах, поют заунывные песни про осень, походы. Песенное разнообразие упрётся в «Милая моя, Солнышко лесное» Визбора и «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», которую самые продвинутые «знатоки» тоже припишут Визбору, а «знатоки-эстеты» Окуджаве. И потому «Снежинка» из «Дня выборов» в исполнении Макаревича (несомненно более точном и аутентичном, нежели у Кортнева) является том самой квинтэссенцией представления народа о бардах и АП. И этот стереотип отчасти отражает истину, потому что движение КСП не ограничилось раскруткой жанра в виде записей и концертов ярких личностей, каждая из которых индивидуальна и не похожа на других — оно запело само, потом у что очень хотелось. Хорошие и плохие стихи запелись под плохую музыку и эта волна накрыла страну. Плохих и средних авторов и исполнителей стало несоизмеримо больше, чем количество личностей, с любви творчества которых всё началось. Потом родоначальники жанра стали по-тихонечку уходить, в силу возраста... А на их место приходить не менее талантливые и может даже еще более яркие новые. Но КСП тоже продолжало обновляться и на одного Лореса или Ланцберга приходилось по тысяче Васей Пупкиных. И этот процесс до сих пор продолжается, хотя и меньшими темпами. Тычячи плохих авторов косят под Данского и Фахртдинова, тысячи плохих исполнителей ужасно поют Фролову и Болдыреву. И самое забавное, что это нормально. Пусть плохо поют, чем хорошо грабят, воруют или убивают. Но это я уже в сторону... Так вот мнение народа формирует то самое большинство. Люди же, которые, как сейчас говорят, «в теме», прекрасно знают, что АП другая. Что самое важное в ней — личность, умеющая говорить так, как кроме неё не скажет никто другой. Поэтому жанр и живёт до сих пор.
Так вот в шансоне всё точно так же! Главный стереотип о шансоне — это песни о тюремной романтике. В АП главный герой — мужик в свитере, в РШ — зэк или откинувшийся зэк и его тоска. Эту тему хорошо «раскрутили» никогда не сидевший Михаил Круг и незабвенный мэтр эстрадного стихотворчества Михаил Танич с «Лесоповалом». Тема, звучавшая ранее в некоторых песнях Александра Новикова и прочих «классиков» РШ, приняла новый оборот и создала главный стереотип, сравнявший понятия «шансон» и «блатняк», и многим не приходит в голову, что это далеко не одно и то же, а второе — лишь маленькая, незначительная часть первого. Подобно системе КСП, но не систематизировано, возникали множество авторов и исполнителей, которые плохо пели свои песни под низкого качества минусовки с примитивными аранжировками, и ничем, в общем-то не отличались от тех самых мужиков у костра, а часто и перемешивались с последними. Тем более, музыкальный язык позволял.
Ну, значит теперь о музыкальном языке. Особенностью обоих жанров является отсутствие отдельного музыкального языка. Есть, конечно, тот самый стереотипный, нивелирующий личности музыкальный язык КСП и РШ. Он простой, строится на примитивных гармонических штампах, которые формируют такую же примитивную мелодию. Ни в КСП, ни в РШ мелодия не является первичной. Поскольку песни чаще всего в обоих жанрах изначально пишутся под гитару, то первичен текст и те несколько аккордов, которые знает автор. Механизм написания 99% в обоих жанрах един: автор берёт гитару, кладёт перед собой на бумажке текст, берёт аккорд Am или Em (иногда, но намного реже Dm) и начинает напевать свой текст, сопровождая это привычными сочетаниями аккордов. Мелодия возникает в последнюю очередь и полностью подчиняется тексту и аккордам. В случае с КСП на этом песня считается написанной, в случае с шансоном — продолжается. Автор несёт песню т. н. Аранжировщику, который за небольшие деньги делает не менее примитивную фонограмму, используя уже свои штампы. Все эти фонограммы я много раз слышал на отборочных турах нескольких фестивалей шансона, но особенно часто мне такие записи присылают вконтакте с просьбой проголосовать или дать оценку. Но тем не менее, музыкальный язык не является определяющим формат. Музыкальный стиль, помогающий автору самовыразиться, может быть самым разным. В АП мы наблюдаем много ярких имён, музыкальный язык которых далёк от КСП. Александр Иванов, Алексей Иващенко, Андрей Козловский, Алексей Бардин, Александр Мирзаян. Можно назвать очень многих, в которых ноль КСП-шности. Даже классики были не так просты, как казалось. Очень много интересных гармонических решений у Визбора, у Круппа, про Никитина я вообще промолчу — там свой музыкальный космос. Но в КСП прижился язык Кукина и Городницкого и сформировал тот майнстрим, о котором я говорил выше. В шансоне всё точно так же. Да, язык сформированный Новиковым и Токаревым, доминирует, но есть и Лепс, который по сути рок-певец, есть Трофим, который если и не блещет изысканностью гармоний, то ярок и узнаваем, а потому успешен. Одно из новых имен — Михаил Бублик. Там фантастический драйв, пронзительная труба, свой неподражаемый стиль. При всём моём сложном отношении к Ваенге, не могу не признать её узнаваемости. Тот самый критерий, о котором говорил Серёжа Каплан: «Должно быть так, чтобы моя мама с кухни закричала: «Серёженька! Иди сюда! Тут по радио твоего любимого Климовича передают!». И формат, если он есть, то он лежит именно в том, с чего я начал этот анализ — с искренности, с честности, с разговора.
По большому счёту, РШ — это АП для простого человека. Не все должны читать Бродского и слушать Щербакова. Есть простые ХОРОШИЕ люди, производящие материальные блага, выращивающие хлеб. Те люди, которые подходят, когда тебе стало плохо на улице и помогают вызвать скорую, они ведь бывают разные, и не важно, какую музыку они слушают, Окуджаву или Северного. И та и другая песни обращаются к лучшим человеческим чувствам. Одни при помощи наполненного глубоким смыслом слова, другие без оного, как умеют. Но от этого их чувства не становятся хуже.
Стоит сказать о том, что КСП сформировало систему, в которой возникла фестивальная форма работы. Конкурсы, творческие мастерские всё-таки делали важное дело, позволяли работать отбору, когда доступность сцены становилась результатом творческой работы, творческого роста. В шансоне, изначально более коммерческом, такого не возникло, поэтому внутрижанровой работы не было. На сцену лезли и продолжают лезть все, поэтому техническая планка его существенно ниже. Этот отбор в РШ предоставлен рынку. Самые успешные те, кто отличаются от общей массы, кто выше профессионально, да, местам успешнее те, кто лучше поёт, кто «качает», но суть при этом остаётся. Отсутствие в РШ той школы, которая дала своему жанру школа АП, определяет стадию развития шансона более ранней. Не смотря на всенародную его популярность, у РШ есть много возможностей развиваться, и тенденция сближения РШ и АП для меня очевидна. Мы можем друг друга многому научить, потому как есть чему. Во всяком случае, мой личный опыт в АП очень помогает мне самореализовываться в шансоне, в то же время в нём есть много чего, в чём я чувствую себя совершенным чайником. Но одно знаю точно — мне там интересно, и всё лучшее, что я взял в АП я с радостью несу в эту новую для меня жизнь :smile:


(С) Вячеслав Климович (взято с разрешения автора вот здесь https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2153119704713726&id=100000471511225 )
Моя душа поет, заткните уши!

Оффлайн makeev

  • 250
  • **
  • Сообщений: 489
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: АП и шансон. Сходство и различия
« Ответ #1 : 11 Октябрь 2017, 20:39:46 »
Очень поверхностно и без понимания сути.
   Во первых, поспрошайте народ.   Никто сейчас о бардах не имеет вообще никакого представления.  Когда я сейчас  в шутку представляюсь среди коллег по работе "бардом" -  ни у кого сомнений не возникает. хотя приведённому здесь стереотипу я мало соответствую.  "Барды" сейчас это только    Розенбаум, Митяев, ну и   отчасти Макаревич с Шевчуком, ну кто-то ещё слышал про Визборга, хотя не особо представляет что это такое. :D   Во вторых, никто "ужасно" не поёт Фролову или Болдыреву.   Это можно было "ужасно" петь Окуджаву, Визбора, Кукина, Городницкого - и пр.   Песня-то  всё равно оставалась, независимо от исполнительских талантов.   А если петь "ужасно" Болдыреву, Данского, Фахртдинова  и пр. - от них вообще ничего не останется.   Без исполнительства здесь просто пустое место.
И самое большое отличие "шансон" давно  перестал быть народным искусством.  Раньше блатняк пели именно "ужасно" на трёх блатных  :wink:  аккордах по дворам, сегодня и этого нет, не говоря уж о самодеятельных фестивалях  шансона.  Отбор в шансоне намного круче, чем в АП.   Если ты поёшь шансон даже не "ужасно" а просто хреновато - на хрен и иди.   :wink:   Эстрада жестока!
Когда споришь с дураком - подумай, не делает ли он в этот момент то же самое?

Оффлайн Phantom

  • Administrator
  • 2000
  • ***
  • Сообщений: 2210
  • Карма: +4/-0
    • КСП "Самарские Барды"
    • Просмотр профиля
    • Phantom's blog
Re: АП и шансон. Сходство и различия
« Ответ #2 : 15 Октябрь 2017, 18:00:46 »
По моим наблюдениям стереотипного барда представляют как бородатого мужика в свитере у костра с раздолбанной гитарой, поющего тост как здорово что все мы здесь.


Болдырева это только среди бардов считается АП, реально это крайне посредственный фолк.




Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Оффлайн Елена Лещинская

  • ex-admin
  • 5000
  • ***
  • Сообщений: 5402
  • Карма: +1/-0
    • Просмотр профиля
    • http://estel-74.livejournal.com/
Re: АП и шансон. Сходство и различия
« Ответ #3 : 15 Октябрь 2017, 23:37:09 »
Если песню спеть паршиво, а она всё равно понравится, это признак бардовской песни?

Оффлайн про100 Филя

  • 50
  • ***
  • Сообщений: 59
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: АП и шансон. Сходство и различия
« Ответ #4 : 16 Октябрь 2017, 03:50:46 »
давайте выясним -


Вальс и аргентинское танго. Сходство и различия.

Оффлайн Алла Подшивалина

  • Moderator
  • 1500
  • **
  • Сообщений: 1818
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • http://alla-alhimic.livejournal.com
Re: АП и шансон. Сходство и различия
« Ответ #5 : 16 Октябрь 2017, 15:09:54 »
давайте выясним -


Вальс и аргентинское танго. Сходство и различия.


Про100Филя, вам предупреждение за флуд :twisted:
Моя душа поет, заткните уши!

Оффлайн про100 Филя

  • 50
  • ***
  • Сообщений: 59
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: АП и шансон. Сходство и различия
« Ответ #6 : 16 Октябрь 2017, 16:30:15 »
Про100Филя, вам предупреждение за флуд


Ну тогда продолжим наши игры ....павлины говорите...


Вот это что, ответьте мне.....
https://yadi.sk/d/lEDV2MQF3NnpJK


а вот это -
https://yadi.sk/d/47WadXcY3NnpMz


Вопросы....
Нужно ли считать вальс основой бардовской песни?
Нужно ли считать танго ярким представителем шансона?

Оффлайн makeev

  • 250
  • **
  • Сообщений: 489
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: АП и шансон. Сходство и различия
« Ответ #7 : 16 Октябрь 2017, 22:25:07 »
Если песню спеть паршиво, а она всё равно понравится, это признак бардовской песни?
Если женщину совсем раздеть, снять с неё всю бижутерию, смыть всю косметику, а она всё равно нравится - это признак чего? :???:
Когда споришь с дураком - подумай, не делает ли он в этот момент то же самое?

Оффлайн Толик

  • 2000
  • ***
  • Сообщений: 2149
  • Карма: +1/-0
    • Просмотр профиля
    • http://merry-wild-cat.livejournal.com/
Re: АП и шансон. Сходство и различия
« Ответ #8 : 17 Октябрь 2017, 10:19:20 »
Жанра шансон как такового в природе не существует!  Шансон по французски переводится как песня, шансонье - певец! И всё! Не больше ни меньше как!

Оффлайн Алла Подшивалина

  • Moderator
  • 1500
  • **
  • Сообщений: 1818
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • http://alla-alhimic.livejournal.com
Re: АП и шансон. Сходство и различия
« Ответ #9 : 17 Октябрь 2017, 12:08:14 »
Ага, как и жанра авторская/бардовская/самодеятельные песня
Моя душа поет, заткните уши!

Оффлайн Толик

  • 2000
  • ***
  • Сообщений: 2149
  • Карма: +1/-0
    • Просмотр профиля
    • http://merry-wild-cat.livejournal.com/
Re: АП и шансон. Сходство и различия
« Ответ #10 : 17 Октябрь 2017, 15:41:47 »
Ага, как и жанра авторская/бардовская/самодеятельные песня
'Ага! Слово Авторская Песня ввёл в обиход Александр Вертинский! Человек вообще не имеющий отношения к бардам!

Оффлайн про100 Филя

  • 50
  • ***
  • Сообщений: 59
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: АП и шансон. Сходство и различия
« Ответ #11 : 17 Октябрь 2017, 16:31:10 »
Ага, как и жанра авторская/бардовская/самодеятельные песня
Да.... это верное высказывание. Такого жанра в музыке нет.
Есть - народная музыка, духовная, классическая.
Есть стили музыки - их множество.
Но нет такого стиля - "авторская песня", как нет  и стиля "бардовская\самодеятельная".
В жанре "народная музыка" много народных песен, чьё авторство неизвестно - поэтому эти песни и называются просто - "народные". Есть песни, у которых автор известен, но для узкого круга, а поэтому, в целом, они всё равно проходят как народные.
Вот в этом жанре, народная музыка, и существует бардовская песня, как разновидность её.
Авторы песен поют и в стиле "вальс"(Визбор), и в стиле "романс"(Третьяков), и в стиле "частушки"(Шаов), и в стиле "кантри"(Баранов)...и тп..и тд....Авторы народной музыки стали известны большому кругу слушателей,  это исключило неизвестность авторов, но суть-то осталась прежней. В шансоне так же присутствуют все эти стили.
Авторы - самодеятели, со всеми характеристиками народности(из народа и для народа, эстетическое и эмоциональное выражение своего внутреннего "Я")
А значит - бардовская песня, как собственно и русский шансон, - это часть жанра, который и называется - Народная музыка.
Но никак не отдельный жанр музыки. Ни шансон, ни бардовская песня.
А понятие "авторская песня"(АП) - вообще слишком расплывчато и не имеет под собой критериев. Не один год, тот же А. Макеев, бьётся с выяснением...что же есть АП...


А просто не следует смешивать и ставить знак равенства между "АП" и "бардовская песня".
Если хотите - "АП" - это общее понятие для жанра "народная музыка", а "самодеятельная песня" - более узкий срез народной музыки. Гусляр играл на гуслях и пел свои самодеятельные былины...ковбой играл на банджо...рапсоды - на арфе(если не ошибаюсь).


И сравнивать схожесть и различия между АП и шансоном такой же нонсенс, как сравнивать эти элементы у жанра "классическая музыка" и "рапсодия"...или "кантата"...или...можете сами вставить другое понятие.
Повторюсь...и бардовская песня, и шансон - это единое народное творчество, поданое в различной упаковке.
Но корни то одни...


PS
Ну и...чтобы не было наездов...обвинений и угроз с баней...всё написанное мной - написано в трезвом уме(вот абсолютно трезвом) и имеет моё личное, субъективное, мнение. Поэтому ни ссылок, ни других пруфов не будет....кроме этой ссылки. Здесь она нужна...мне так кажется...
http://vospriyatie.club/blog/muzykalnyj-zhanr-i-stil-v-chem-raznica/

Оффлайн makeev

  • 250
  • **
  • Сообщений: 489
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: АП и шансон. Сходство и различия
« Ответ #12 : 17 Октябрь 2017, 22:35:06 »
Дискуссия вошла в русло старого анекдота:   Как же так, **па есть, а слова нет?   :???:
Когда споришь с дураком - подумай, не делает ли он в этот момент то же самое?

Оффлайн про100 Филя

  • 50
  • ***
  • Сообщений: 59
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: АП и шансон. Сходство и различия
« Ответ #13 : 18 Октябрь 2017, 01:53:34 »
Дискуссия вошла в русло старого анекдота:   Как же так, **па есть, а слова нет?   :???: ??:
У человека есть ноги...посередине ноги есть костяшка, которую называют "чашечка", а всё соединение имеет слово -"колено". А с обратной стороны ноги у колена - нет названия....соединение есть, а названия - нет! И никто из человеков не парился и не парится по этому поводу.
Вот такая опа, ....да... ушшш.


Самодеятельная песня - песня в жанре "народная музыка". И жопа есть...и слово. А у каждого народа свои стили.

Оффлайн makeev

  • 250
  • **
  • Сообщений: 489
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: АП и шансон. Сходство и различия
« Ответ #14 : 18 Октябрь 2017, 23:12:21 »
Неправда.   Называется это место "подколенная ямочка", многие считают её очень эротичной. :smile:
Когда споришь с дураком - подумай, не делает ли он в этот момент то же самое?